Студенты приходят в университет, чтобы учиться и получать различные специальности. Но это чаще всего – только теория. А наниматели оценивают соискателей согласно тому, какие навыки они получили в своей специальности. В том и заключается юмор нынешней системы образования. Не кажется алогичным, что когда вы стремитесь кататься на велосипеде, вы обязаны провести первые несколько недель в скучном классе, изучая правила посадки, прежде чем нажимать на педали? Простой пример обучения на практикеКогда папа учит сына кататься на велике, он велит ему усесться в седло и приняться давить на педали. А сам придерживает транспортное средство сзади, чтобы оно ехало прямо. Затем отпускает его неожиданно, и ребенок падает. Все познается на опыте: после ряда неудач пацан уже в состоянии проехать на велосипеде самостоятельно. Никаких методических пособий, домашних заданий и траты лет на освоение велосипеда в теории. Отчего же в университетах нет аналогичного подхода? Почему молодые люди чахнут над теоретическими вопросами вместо того, чтобы сосредоточиться на реальном опыте? Отчего бы не позволить учителям наставлять их, а учащимся снова и снова терпеть неудачу, пока они не добьются успеха и наберутся важного опыта? В современном мире институт уже не является крайней необходимостью для обретения знаний и реальных умений в специальности. Теоретические знания и практические навыкиКогда абитуриенты поступают в вуз, они обычно очень недостаточно знают и о себе, и о предполагаемом грядущем. Они не всегда сами осознают, какую специальность выбрать, какую сферу изучать или в чем их талант. Соответственно, когда кто-то теряется и сбивается с дороги, он тратит целую кучу средств и еще несколько лет собственной жизни, чтобы отыскать ответ! А в состоянии ли вы узнать что-то важное без особо крупных вложений? Вы когда-то хотели попробовать себя в качестве актера? Ходите на кастинги и знакомьтесь с новыми людьми из этой сферы. Желаете узнать больше о IT-технологиях? Окончите профильные курсы и начните писать программы. Вас привлекают стартапы? Присоединяйтесь к стартапу, контактируйте с действующими предпринимателями либо организуйте свой личный бизнес! Допустим, вам интересно осваивать маркетинг, но когда вы в реальности не работаете в филиале маркетинга какой-либо компании, как вы можете быть в подобном убеждены? Поезжайте волонтером в страну третьего мира. Изучайте английский язык. Работайте над перспективным проектом. Устройтесь на стажировку в ту корпорацию, которой вы не первый день восхищаетесь. Обучайтесь у своего эталона для подражания. Все это – опыт и получение умений. А
купить высшее образование можно и позже. Зачем учиться на дневном отделении и скучать долгие годы, пока узнаете, что вас интересует, когда вы можете сделать это прямо сейчас? Лучший способ понять себя — начать действовать. Самая эффективная подготовка к дальнейшей судьбе — заниматься «взрослыми проблемами», а не посещать работу, брать на себя больше ответственности, обретать независимость и тому подобное. Поможет ли в этом вуз? Вероятно, все же да, нежели нет. Но если мы посмотрим на стоимость упущенных возможностей и прочих альтернатив, окупаемость подобных инвестиций в современности выглядит довольно спорно. Еще один правильный вопросИм озадачиваются умные нынешние студенты: подготовит ли университет к перспективной и высокооплачиваемой работе? Если так, то отчего выпускники университетов составляют около 40% безработных во многих уголках мира? И отчего кое-какие из дипломантов по окончании обучения поступают на работу, где не нужно высшее образование? Бесспорно, для ряда специальностей вуз необходим. Вы не можете стать учителем, врачом или юристом без диплома. Но даже в этих сферах, где обучение в универе является непременным вложением, оно работает только тогда, если вы хотите работать в специальности до конца жизни. А как часто вам попадались истории современников, которые с возрастом сменили сферу деятельности? И как в молодости человек может точно знать, что хочет заниматься этим же делом всю отпущенную жизнь? Рынок труда будущегоОн может быть связан с определенными опасностями по двум главным причинам. Мы не в курсе, как будет выглядеть наша работа и что окажется необходимым через 10, 25 либо 50 лет. Четверть века назад мы не ведали, что такое Интернет. Кто знал тогда, что веб-направление будет такой перспективной профессией. Или что социальные сети станут очередным огромным прорывом? Как преподаватели могли подготовить подопечных к работе, которой еще не существовало? Молодежь должна осознавать, что в грядущем появятся тысячи новых вакансий, которые пока никто не предвидит. Может быть, в мире станет доминировать виртуальность, крипты будут нашей основной валютой, а блокчейн устранит услуги юристов и экономистов. Могут возникнуть какие-то совершенно новые ноу-хау. Мы не знаем. А если мы не в курсе, как нам лучше всего подготовиться? Будет ли лучшим ответом потратить 4-5 лет на изучение теории, когда эти специальности перестанут быть нужными уже в процессе обучения? Может оказаться, что нет. Оптимальный ответ — совершенствовать умения, которые можно применить к какой угодно дисциплине, такой как управление массами, общение и критическое мышление. Наглядный пример: мы видим таких успешных бизнесменов, как Питер Тиль, Рид Хоффман и Пол Грэм – эти люди изучали философию. Работодатели предпочитают людей с опытомЕсли бы вы были хозяином своего предприятия, предпочли бы вы нанять кандидата, у которого есть опыт маркетинга в четырех фирмах? Или вы могли бы взять специалиста, что на днях закончил маркетинг в местном университете и не имеет практических умений? Ответ прост. Если вы возьмете первого, это сразу станет важным приобретением для фирмы. Излишне говорить, что подобный специалист реально поможет вашей компании развиваться. Во втором варианте вам будет нужно обучать сотрудника дополнительно, пока вы не добьетесь успеха. Он знает лишь кое-что из того, что есть у практика, однако никогда раньше знания не применял – и это сильно ухудшает его продуктивность.